ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 ноября 2017 г. № 145

Об утверждении Положения о социально-педагогическом центре и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33090 от 14.05.2018 г.) <W21833090>

 

На основании пункта 4 статьи 19 Кодекса Республики Беларусь об образовании, абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании», части третьей статьи 16 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-педагогическом центре.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14 «Об утверждении Положения о социально-педагогическом учреждении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 56, 8/10750);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 97 «О внесении изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 41, 8/17961);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 138 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 58, 8/20292);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 57 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 226, 8/21426);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 289, 8/23007).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Первый заместитель Министра

В.А.Богуш

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов
Республики Беларусь

В.В.Амарин

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Министр внутренних дел
Республики Беларусь

И.А.Шуневич

24.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

А.В.Лис

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения
Республики Беларусь

В.А.Малашко

19.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета

Н.Н.Шерстнев

18.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

20.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

В.В.Кравцов

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

В.В.Доманевский

19.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя
Минского областного
исполнительного комитета

И.Н.Макар

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

А.В.Шорец

20.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

И.А.Костевич

20.01.2018

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
27.11.2017 № 145

ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-педагогическом центре

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности социально-педагогического центра.

2. Социально-педагогический центр – социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, координирует деятельность иных учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, осуществляет разработку и координацию выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь законным представителям обучающихся и предназначено для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства.

3. Социально-педагогический центр является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110), Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/170; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 2/1170), Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О противодействии торговле людьми» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 2/1902), настоящим Положением, требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, иными актами законодательства Республики Беларусь, уставом социально-педагогического центра.

4. Устав социально-педагогического центра утверждается его учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

5. Права и обязанности работников социально-педагогического центра, условия их труда определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, законодательством о труде, уставом социально-педагогического центра и иными локальными нормативными правовыми актами социально-педагогического центра, трудовым или гражданско-правовым договором.

6. Квалификационные требования к работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

7. Социально-педагогический центр имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами.

8. Создание, реорганизация и ликвидация социально-педагогического центра осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

9. Медицинская помощь несовершеннолетним в социально-педагогическом центре оказывается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

10. Основными задачами социально-педагогического центра являются:

обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;

реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;

оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям;

обеспечение реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

оказание социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям.

11. Социально-педагогический центр, созданный районным (городским) исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе (далее – СПЦ), осуществляет следующие функции:

11.1. координация деятельности учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

11.2. консультирование педагогических работников учреждений образования, указанных в подпункте 11.1 настоящего пункта, по вопросам:

оказания психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создания необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, детских домов семейного типа и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

11.3. реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

11.4. признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении и организация работы по оказанию им социально-педагогической и психологической помощи;

11.5. предоставление приемным семьям, а по поручению органов опеки и попечительства и детским домам семейного типа психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки;

11.6. обеспечение реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

11.7. осуществление мер социальной защиты и реабилитации в отношении детей – жертв торговли людьми;

11.8. создание условий для временного проживания (не более шести месяцев) и осуществление социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, указанных в пункте 21 настоящего Положения, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства;

11.9. осуществление социального патроната семей в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – КДН) о возвращении ребенка родителям (единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;

11.10. ведение учета данных о детях, признанных находящимися в социально опасном положении;

11.11. осуществление информационно-аналитической деятельности по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

11.12. оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

11.13. организация психологического обследования кандидатов в усыновители, приемные родители и родители-воспитатели и их обучение;

11.14. иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом СПЦ.

12. Основными функциями социально-педагогического центра, созданного областным исполнительным комитетом, Минским городским исполнительным комитетом (далее – областной (Минский городской) СПЦ), являются:

12.1. оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

12.2. координация деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам в пределах области, г. Минска, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

12.3. консультирование педагогических работников СПЦ и учреждений образования, указанных в подпункте 12.2 настоящего пункта, по вопросам:

организации профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

совершенствования профессиональной компетенции в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проведения мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

12.4. анализ эффективности деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений образования, СПЦ по предупреждению семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, по коррекции детско-родительских отношений;

12.5. иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом областного (Минского городского) СПЦ.

13. Социально-педагогический центр может иметь в своей структуре обособленные подразделения (филиалы), следующие структурные подразделения:

13.1. в СПЦ:

детский социальный приют;

отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства;

отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации;

иные структурные подразделения;

13.2. в областном (Минском городском) СПЦ:

отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

отдел координации деятельности СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам;

отдел (сектор) комплексной реабилитации;

иные структурные подразделения.

Структурные подразделения социально-педагогического центра действуют в соответствии с положениями о них, которые утверждаются руководителем социально-педагогического центра.

14. Детский социальный приют СПЦ предназначен для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей, указанных в пункте 21 настоящего Положения.

Детский социальный приют СПЦ:

обеспечивает воспитанников бесплатно питанием, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

осуществляет социальную реабилитацию воспитанников и оказывает им психологическую помощь;

обеспечивает физическое, социально-нравственное и личностное развитие воспитанников, в том числе создает для них условия, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

участвует в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, утверждаемых руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрацией района в городе;

оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь законным представителям воспитанников в целях восстановления и (или) сохранения семейных связей;

осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов воспитанников в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;

осуществляет социальную защиту и реабилитацию жертв торговли людьми;

осуществляет социальный патронат семей в случаях принятия решения КДН о возвращении ребенка родителям (единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;

по поручению управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе как органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, и в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, подбирает опекуна (попечителя), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, детской деревни (городка), способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав;

принимает необходимые меры по усыновлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в СПЦ, или устройству их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа;

обеспечивает своевременную актуализацию сведений локальной базы данных 1 уровня о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;

выполняет функции взыскателя расходов по содержанию детей в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Детский социальный приют СПЦ состоит из разновозрастных групп, размещенных в отдельных жилых помещениях. Наполняемость групп не должна превышать 12 воспитанников.

Численность воспитанников детского социального приюта СПЦ – 7–30 детей.

15. Отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства:

координирует деятельность учреждений образования, расположенных в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

признает несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении, осуществляет разработку и выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении;

организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской ответственности и компетентности;

осуществляет оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

обеспечивает учет данных о детях, находящихся в социально опасном положении, его своевременную актуализацию и на основе анализа данных осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

проводит консультативную работу со специалистами СППС учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам социально-педагогической реабилитации детей и оказанию им психологической помощи, по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

16. Отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:

организует психологическое обследование кандидатов в усыновители, приемные родители и родители-воспитатели и их обучение;

предоставляет приемным семьям, а по поручению органов опеки и попечительства и детским домам семейного типа психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку;

участвует в разработке и реализации плана развития приемной семьи, детского дома семейного типа;

оказывает консультативную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам развития и воспитания ребенка в семье, укреплению их здоровья и организации отдыха;

участвует в судебных заседаниях по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

осуществляет методическую работу с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающими в пределах административно-территориальной единицы;

по поручению управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе как органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, и в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), семьи патронатных воспитателей.

17. Отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации:

формирует на основании предложений заинтересованных органов, учреждений и организаций первичную (завершающую) индивидуальную реабилитационную программу;

реализует мероприятия по оказанию социально-педагогической, психологической помощи несовершеннолетним, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

организует работу с законными представителями (законным представителем) несовершеннолетнего в период его пребывания в специальном лечебно-воспитательном учреждении;

оказывает консультативную помощь учреждениям образования в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

18. Отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

оказывает психологическую помощь, в том числе психологическую диагностику детей и их законных представителей с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

формирует единые подходы к организации профилактической работы учреждений образования области (г. Минска) по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, коррекции детско-родительских отношений;

осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской ответственности и компетентности;

проводит консультирование педагогических работников, несовершеннолетних, родителей, опекунов или попечителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

обеспечивает оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям.

19. Отдел координации деятельности СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам:

19.1. координирует деятельность педагогических работников СПЦ и учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, в том числе по организации индивидуальной профилактической работы с детьми;

19.2. разрабатывает и внедряет в практику работы специалистов СППС учреждений образования единые алгоритмы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

19.3. разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и координирует его реализацию во взаимодействии с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите;

19.4. обеспечивает накопление материалов, содержащих статистическую и аналитическую информацию о реализации программ воспитания, результатах реабилитационного процесса по направлениям:

предупреждение семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства;

асоциальное поведение, безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних;

профилактика суицидальных рисков у несовершеннолетних;

коррекция детско-родительских отношений.

20. Отдел (сектор) комплексной реабилитации:

обеспечивает взаимодействие СПЦ с учреждениями образования с целью сохранения преемственности в работе по осуществлению мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

внедряет и обеспечивает широкое применение в работе специалистов СППС современных методов и средств профилактики, коррекции и диагностики несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

проводит консультации законных представителей несовершеннолетних по вопросам качества осуществления педагогическими работниками профилактических мероприятий, психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

проводит анализ основных показателей деятельности СПЦ по проведению мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принимает меры по совершенствованию их деятельности.

ГЛАВА 3
ПРИЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

21. В социально-педагогический центр принимаются следующие категории несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет:

дети, признанные нуждающимися в государственной защите;

дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

дети-сироты;

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети в возрасте до шестнадцати лет (за исключением обладающих дееспособностью в полном объеме), обнаруженные вне жилища в период с двадцати трех до шести часов без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом, при невозможности их передачи родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;

дети – жертвы торговли людьми;

иные дети.

22. Основаниями для приема несовершеннолетнего в социально-педагогический центр являются:

личное обращение несовершеннолетнего;

направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

заявление родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

судебное постановление, постановление органа дознания, следователя, прокурора в случае задержания, заключения под стражу или осуждения родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

решение органа опеки и попечительства;

акт, составленный сотрудником органов внутренних дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом с указанием причины невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;

решение КДН.

23. При приеме несовершеннолетнего в социально-педагогический центр предоставляются следующие документы:

по основанию, указанному в абзаце втором пункта 22 настоящего Положения, – направление структурного подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, в социально-педагогический центр, которое запрашивается самостоятельно социально-педагогическим центром в течение суток с момента личного обращения несовершеннолетнего;

____________________________________________________

Абзац второй части первой пункта 23 - с изменениями, внесенными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33090 от 14.05.2018 г.)

 

по основанию, указанному в абзаце втором пункта 22 настоящего Положения, – направление управления (отдела) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе в социально-педагогический центр, которое запрашивается самостоятельно социально-педагогическим центром в течение суток с момента личного обращения несовершеннолетнего;

——————————————————————————————

по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 22 настоящего Положения, – направление в социально-педагогический центр, медицинская справка о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка;

по основанию, указанному в абзаце четвертом пункта 22 настоящего Положения, – заявление, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, копия свидетельства о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

по основаниям, указанным в абзацах пятом и шестом пункта 22 настоящего Положения, – направление структурного подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, в социально-педагогический центр, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего;

____________________________________________________

Абзац пятый части первой пункта 23 - с изменениями, внесенными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33090 от 14.05.2018 г.)

 

по основаниям, указанным в абзацах пятом и шестом пункта 22 настоящего Положения, – направление управления (отдела) образования, спорта и туризма районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе в социально-педагогический центр, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего;

——————————————————————————————

по основанию, указанному в абзаце седьмом пункта 22 настоящего Положения, – акт, составленный сотрудником органов внутренних дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом с указанием причины невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;

по основанию, указанному в абзаце восьмом пункта 22 настоящего Положения, – решение КДН о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

В случаях направления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, детей – жертв торговли людьми предоставляется направление для применения мер по защите и реабилитации по форме согласно приложению 3 к Положению о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.06.2015, 5/40648).

24. Прием несовершеннолетних в социально-педагогический центр осуществляется круглосуточно.

При приеме несовершеннолетнего в социально-педагогический центр производится его медицинский осмотр медицинским работником.

Результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего вносятся в журнал учета воспитанников социально-педагогического центра по форме согласно приложению к настоящему Положению.

25. В социально-педагогический центр не могут быть помещены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ и (или) в состоянии алкогольного опьянения с явными признаками психического расстройства (заболевания).

26. Несовершеннолетние могут находиться в социально-педагогическом центре в течение времени, необходимого для их социальной реабилитации и решения вопроса об их возвращении в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства, но не более шести месяцев.

27. Несовершеннолетние зачисляются в социально-педагогический центр на основании приказа руководителя со дня поступления в социально-педагогический центр. Сведения о несовершеннолетнем, поступившем в социально-педагогический центр, заносятся в журнал учета воспитанников социально-педагогического центра.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

28. Организация образовательного и воспитательного процессов в целях освоения несовершеннолетними содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

29. Несовершеннолетние, находящиеся в социально-педагогических центрах, также получают образование в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

30. Воспитательный процесс в социально-педагогических центрах осуществляется в группах или индивидуально.

ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ

31. Управление социально-педагогическим центром осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящего Положения, устава социально-педагогического центра и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

32. Непосредственное руководство социально-педагогическим центром осуществляет его руководитель (директор). Директор социально-педагогического центра назначается на должность и освобождается от должности его учредителем.

33. Органом самоуправления социально-педагогического центра, является совет, возглавляемый его директором.

34. В социально-педагогическом центре создается педагогический совет, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и может создаваться попечительский совет.

35. Директор социально-педагогического центра:

действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;

утверждает структуру и штатное расписание социально-педагогического центра;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, уставом социально-педагогического центра.

ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

36. Финансирование государственных социально-педагогических центров осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

37. Социально-педагогические центры могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

38. Материально-техническая база социально-педагогического центра формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.

 


 

 

Приложение

к Положению
о социально-педагогическом центре

 

Форма

ЖУРНАЛ УЧЕТА ВОСПИТАННИКОВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

_________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)

_________________________________________________________________________________________________________________________

(местонахождение учреждения образования)

Начат ____________________

Окончен __________________

 


п/п

Дата приема несовершен-
нолетнего

Кем доставлен
в социально-
педагогический
центр

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершенно-
летнего, дата рождения

Обстоятельства, обусловившие прием несовершенно-
летнего в социально-педагогический центр

Сведения о законных представителях несовершеннолетнего

Адрес места жительства/
места пребывания несовершенно-
летнего

Результаты
медицинского осмотра несовершенно-
летнего при поступлении
в социально-педагогический
центр

Дата и форма устройства несовершенно-
летнего и адрес места жительства/места пребывания после отчисления из социально-педагогического центра

Подпись
и данные документа, удостоверяю-
щего личность лица, которому передан несовершенно-
летний

Примечание

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

место
их нахож-
дения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 ноября 2017 г. № 145

Об утверждении Положения о социально-педагогическом центре и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/33090 от 14.05.2018 г.) <W21833090>

 

На основании пункта 4 статьи 19 Кодекса Республики Беларусь об образовании, абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании», части третьей статьи 16 Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подпункта 4.6 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-педагогическом центре.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14 «Об утверждении Положения о социально-педагогическом учреждении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 56, 8/10750);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 97 «О внесении изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 41, 8/17961);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 138 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 58, 8/20292);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 57 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 226, 8/21426);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2004 г. № 14» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 289, 8/23007).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Первый заместитель Министра

В.А.Богуш

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов
Республики Беларусь

В.В.Амарин

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Министр внутренних дел
Республики Беларусь

И.А.Шуневич

24.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

А.В.Лис

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения
Республики Беларусь

В.А.Малашко

19.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета

Н.Н.Шерстнев

18.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

20.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

В.В.Кравцов

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Могилевского областного
исполнительного комитета

В.В.Доманевский

19.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя
Минского областного
исполнительного комитета

И.Н.Макар

19.01.2018

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

А.В.Шорец

20.01.2018

 

 

СОГЛАСОВАНО

Министр труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

И.А.Костевич

20.01.2018

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
27.11.2017 № 145

ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-педагогическом центре

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности социально-педагогического центра.

2. Социально-педагогический центр – социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, координирует деятельность иных учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, осуществляет разработку и координацию выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь законным представителям обучающихся и предназначено для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства.

3. Социально-педагогический центр является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110), Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/170; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 2/1170), Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О противодействии торговле людьми» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 2/1902), настоящим Положением, требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, иными актами законодательства Республики Беларусь, уставом социально-педагогического центра.

4. Устав социально-педагогического центра утверждается его учредителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

5. Права и обязанности работников социально-педагогического центра, условия их труда определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, законодательством о труде, уставом социально-педагогического центра и иными локальными нормативными правовыми актами социально-педагогического центра, трудовым или гражданско-правовым договором.

6. Квалификационные требования к работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

7. Социально-педагогический центр имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами.

8. Создание, реорганизация и ликвидация социально-педагогического центра осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

9. Медицинская помощь несовершеннолетним в социально-педагогическом центре оказывается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

10. Основными задачами социально-педагогического центра являются:

обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;

реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;

оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям;

обеспечение реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

оказание социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним и их законным представителям.

11. Социально-педагогический центр, созданный районным (городским) исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе (далее – СПЦ), осуществляет следующие функции:

11.1. координация деятельности учреждений образования в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

11.2. консультирование педагогических работников учреждений образования, указанных в подпункте 11.1 настоящего пункта, по вопросам:

оказания психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создания необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, детских домов семейного типа и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

11.3. реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

11.4. признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении и организация работы по оказанию им социально-педагогической и психологической помощи;

11.5. предоставление приемным семьям, а по поручению органов опеки и попечительства и детским домам семейного типа психологической и педагогической помощи и социально-педагогической поддержки;

11.6. обеспечение реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

11.7. осуществление мер социальной защиты и реабилитации в отношении детей – жертв торговли людьми;

11.8. создание условий для временного проживания (не более шести месяцев) и осуществление социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, указанных в пункте 21 настоящего Положения, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства;

11.9. осуществление социального патроната семей в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – КДН) о возвращении ребенка родителям (единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;

11.10. ведение учета данных о детях, признанных находящимися в социально опасном положении;

11.11. осуществление информационно-аналитической деятельности по вопросам профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

11.12. оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

11.13. организация психологического обследования кандидатов в усыновители, приемные родители и родители-воспитатели и их обучение;

11.14. иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом СПЦ.

12. Основными функциями социально-педагогического центра, созданного областным исполнительным комитетом, Минским городским исполнительным комитетом (далее – областной (Минский городской) СПЦ), являются:

12.1. оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

12.2. координация деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам в пределах области, г. Минска, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

12.3. консультирование педагогических работников СПЦ и учреждений образования, указанных в подпункте 12.2 настоящего пункта, по вопросам:

организации профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

совершенствования профессиональной компетенции в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проведения мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

12.4. анализ эффективности деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений образования, СПЦ по предупреждению семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, по коррекции детско-родительских отношений;

12.5. иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом областного (Минского городского) СПЦ.

13. Социально-педагогический центр может иметь в своей структуре обособленные подразделения (филиалы), следующие структурные подразделения:

13.1. в СПЦ:

детский социальный приют;

отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства;

отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации;

иные структурные подразделения;

13.2. в областном (Минском городском) СПЦ:

отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

отдел координации деятельности СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам;

отдел (сектор) комплексной реабилитации;

иные структурные подразделения.

Структурные подразделения социально-педагогического центра действуют в соответствии с положениями о них, которые утверждаются руководителем социально-педагогического центра.

14. Детский социальный приют СПЦ предназначен для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей, указанных в пункте 21 настоящего Положения.

Детский социальный приют СПЦ:

обеспечивает воспитанников бесплатно питанием, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;

осуществляет социальную реабилитацию воспитанников и оказывает им психологическую помощь;

обеспечивает физическое, социально-нравственное и личностное развитие воспитанников, в том числе создает для них условия, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

участвует в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, утверждаемых руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрацией района в городе;

оказывает психологическую и социально-педагогическую помощь законным представителям воспитанников в целях восстановления и (или) сохранения семейных связей;

осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов воспитанников в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;

осуществляет социальную защиту и реабилитацию жертв торговли людьми;

осуществляет социальный патронат семей в случаях принятия решения КДН о возвращении ребенка родителям (единственному родителю) в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите прав и законных интересов ребенка;

по поручению управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе как органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, и в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, подбирает опекуна (попечителя), приемного родителя, родителя-воспитателя детского дома семейного типа, детской деревни (городка), способного осуществлять воспитание несовершеннолетнего и защиту его личных и имущественных прав;

принимает необходимые меры по усыновлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в СПЦ, или устройству их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа;

обеспечивает своевременную актуализацию сведений локальной базы данных 1 уровня о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;

выполняет функции взыскателя расходов по содержанию детей в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Детский социальный приют СПЦ состоит из разновозрастных групп, размещенных в отдельных жилых помещениях. Наполняемость групп не должна превышать 12 воспитанников.

Численность воспитанников детского социального приюта СПЦ – 7–30 детей.

15. Отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства:

координирует деятельность учреждений образования, расположенных в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

признает несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении, осуществляет разработку и выполнение индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении;

организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской ответственности и компетентности;

осуществляет оказание психологической помощи, в том числе проведение психологической диагностики, детям и их законным представителям с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

обеспечивает учет данных о детях, находящихся в социально опасном положении, его своевременную актуализацию и на основе анализа данных осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

проводит консультативную работу со специалистами СППС учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по вопросам социально-педагогической реабилитации детей и оказанию им психологической помощи, по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

16. Отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей:

организует психологическое обследование кандидатов в усыновители, приемные родители и родители-воспитатели и их обучение;

предоставляет приемным семьям, а по поручению органов опеки и попечительства и детским домам семейного типа психологическую и педагогическую помощь и социально-педагогическую поддержку;

участвует в разработке и реализации плана развития приемной семьи, детского дома семейного типа;

оказывает консультативную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам развития и воспитания ребенка в семье, укреплению их здоровья и организации отдыха;

участвует в судебных заседаниях по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

осуществляет методическую работу с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающими в пределах административно-территориальной единицы;

по поручению управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе как органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, и в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), семьи патронатных воспитателей.

17. Отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации:

формирует на основании предложений заинтересованных органов, учреждений и организаций первичную (завершающую) индивидуальную реабилитационную программу;

реализует мероприятия по оказанию социально-педагогической, психологической помощи несовершеннолетним, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

организует работу с законными представителями (законным представителем) несовершеннолетнего в период его пребывания в специальном лечебно-воспитательном учреждении;

оказывает консультативную помощь учреждениям образования в пределах административно-территориальной единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам, по реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

организует и проводит информационно-просветительскую деятельность и профилактическую работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

18. Отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

оказывает психологическую помощь, в том числе психологическую диагностику детей и их законных представителей с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

формирует единые подходы к организации профилактической работы учреждений образования области (г. Минска) по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, коррекции детско-родительских отношений;

осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений, формирование и коррекцию родительской ответственности и компетентности;

проводит консультирование педагогических работников, несовершеннолетних, родителей, опекунов или попечителей по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

обеспечивает оказание правовой помощи несовершеннолетним и их законным представителям.

19. Отдел координации деятельности СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам:

19.1. координирует деятельность педагогических работников СПЦ и учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи, в том числе по организации индивидуальной профилактической работы с детьми;

19.2. разрабатывает и внедряет в практику работы специалистов СППС учреждений образования единые алгоритмы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

19.3. разрабатывает комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и координирует его реализацию во взаимодействии с территориальными органами по труду, занятости и социальной защите;

19.4. обеспечивает накопление материалов, содержащих статистическую и аналитическую информацию о реализации программ воспитания, результатах реабилитационного процесса по направлениям:

предупреждение семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства;

асоциальное поведение, безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних;

профилактика суицидальных рисков у несовершеннолетних;

коррекция детско-родительских отношений.

20. Отдел (сектор) комплексной реабилитации:

обеспечивает взаимодействие СПЦ с учреждениями образования с целью сохранения преемственности в работе по осуществлению мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

внедряет и обеспечивает широкое применение в работе специалистов СППС современных методов и средств профилактики, коррекции и диагностики несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

проводит консультации законных представителей несовершеннолетних по вопросам качества осуществления педагогическими работниками профилактических мероприятий, психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

проводит анализ основных показателей деятельности СПЦ по проведению мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принимает меры по совершенствованию их деятельности.

ГЛАВА 3
ПРИЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

21. В социально-педагогический центр принимаются следующие категории несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет:

дети, признанные нуждающимися в государственной защите;

дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

дети-сироты;

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети в возрасте до шестнадцати лет (за исключением обладающих дееспособностью в полном объеме), обнаруженные вне жилища в период с двадцати трех до шести часов без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом, при невозможности их передачи родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;

дети – жертвы торговли людьми;

иные дети.

22. Основаниями для приема несовершеннолетнего в социально-педагогический центр являются:

личное обращение несовершеннолетнего;

направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

заявление родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

судебное постановление, постановление органа дознания, следователя, прокурора в случае задержания, заключения под стражу или осуждения родителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

решение органа опеки и попечительства;

акт, составленный сотрудником органов внутренних дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом с указанием причины невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;

решение КДН.

23. При приеме несовершеннолетнего в социально-педагогический центр предоставляются следующие документы:

по основанию, указанному в абзаце втором пункта 22 настоящего Положения, – направление структурного подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, в социально-педагогический центр, которое запрашивается самостоятельно социально-педагогическим центром в течение суток с момента личного обращения несовершеннолетнего;

по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 22 настоящего Положения, – направление в социально-педагогический центр, медицинская справка о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка;

по основанию, указанному в абзаце четвертом пункта 22 настоящего Положения, – заявление, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, копия свидетельства о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

по основаниям, указанным в абзацах пятом и шестом пункта 22 настоящего Положения, – направление структурного подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, в социально-педагогический центр, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего;

по основанию, указанному в абзаце седьмом пункта 22 настоящего Положения, – акт, составленный сотрудником органов внутренних дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом с указанием причины невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу;

по основанию, указанному в абзаце восьмом пункта 22 настоящего Положения, – решение КДН о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего.

В случаях направления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, детей – жертв торговли людьми предоставляется направление для применения мер по защите и реабилитации по форме согласно приложению 3 к Положению о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.06.2015, 5/40648).

24. Прием несовершеннолетних в социально-педагогический центр осуществляется круглосуточно.

При приеме несовершеннолетнего в социально-педагогический центр производится его медицинский осмотр медицинским работником.

Результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего вносятся в журнал учета воспитанников социально-педагогического центра по форме согласно приложению к настоящему Положению.

25. В социально-педагогический центр не могут быть помещены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ и (или) в состоянии алкогольного опьянения с явными признаками психического расстройства (заболевания).

26. Несовершеннолетние могут находиться в социально-педагогическом центре в течение времени, необходимого для их социальной реабилитации и решения вопроса об их возвращении в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства, но не более шести месяцев.

27. Несовершеннолетние зачисляются в социально-педагогический центр на основании приказа руководителя со дня поступления в социально-педагогический центр. Сведения о несовершеннолетнем, поступившем в социально-педагогический центр, заносятся в журнал учета воспитанников социально-педагогического центра.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

28. Организация образовательного и воспитательного процессов в целях освоения несовершеннолетними содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

29. Несовершеннолетние, находящиеся в социально-педагогических центрах, также получают образование в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

30. Воспитательный процесс в социально-педагогических центрах осуществляется в группах или индивидуально.

ГЛАВА 5
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ

31. Управление социально-педагогическим центром осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, настоящего Положения, устава социально-педагогического центра и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

32. Непосредственное руководство социально-педагогическим центром осуществляет его руководитель (директор). Директор социально-педагогического центра назначается на должность и освобождается от должности его учредителем.

33. Органом самоуправления социально-педагогического центра, является совет, возглавляемый его директором.

34. В социально-педагогическом центре создается педагогический совет, совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и может создаваться попечительский совет.

35. Директор социально-педагогического центра:

действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;

утверждает структуру и штатное расписание социально-педагогического центра;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, уставом социально-педагогического центра.

ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

36. Финансирование государственных социально-педагогических центров осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

37. Социально-педагогические центры могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

38. Материально-техническая база социально-педагогического центра формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.

 


 

 

Приложение

к Положению
о социально-педагогическом центре

 

Форма

ЖУРНАЛ УЧЕТА ВОСПИТАННИКОВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

_________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)

_________________________________________________________________________________________________________________________

(местонахождение учреждения образования)

Начат ____________________

Окончен __________________

 


п/п

Дата приема несовершен-
нолетнего

Кем доставлен
в социально-
педагогический
центр

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершенно-
летнего, дата рождения

Обстоятельства, обусловившие прием несовершенно-
летнего в социально-педагогический центр

Сведения о законных представителях несовершеннолетнего

Адрес места жительства/
места пребывания несовершенно-
летнего

Результаты
медицинского осмотра несовершенно-
летнего при поступлении
в социально-педагогический
центр

Дата и форма устройства несовершенно-
летнего и адрес места жительства/места пребывания после отчисления из социально-педагогического центра

Подпись
и данные документа, удостоверяю-
щего личность лица, которому передан несовершенно-
летний

Примечание

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

место
их нахож-
дения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры